E-mail:

Instagram: #portnovfolio

Выберите товар
и добавьте его в корзину.

«С гениями не всё так просто»

 


В очередной главе «С гениями не всё так просто» книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэл останавливается, и подробно разбирает влияние такого немаловажного параметра, как IQ – коэффициент интеллекта на реальный жизненный успех личности. Автор книги приводит пример такого неординарного человека, как Крис Ланган, долгое время остававшегося неизвестным, и только в последние годы его выдающийся феномен интеллектуальности громко обсуждается американской общественностью. Для сравнительного понимания IQ Лангана, приводят такую последовательность: «коэффициент интеллекта среднестатистического человека равняется ста. У Эйнштейна он равнялся ста пятидесяти. У Криса – ста девяносто пяти»! Сегодня Крис побеждает в различных интеллектуальных передачах, о нём режиссёр Эролл Моррис снял документальный фильм, а сам гений занят теорией возникновения Вселенной.

Гладуэл также приводит другой пример. Веком ранее, приблизительно после окончания Первой мировой войны, молодой профессор психологии Стэнфордского университета, Льюис Терман основательно занялся изучением одарённых людей. Тщательным образом, исследовав сотни тысяч школьников, он отобрал из них группу в тысячу человек, чей IQ перевалил за отметку в 140 единиц. А нужно отметить, при расчётах коэффициента, пользуются тестами, сходными с матрицами Равена. Взаимосвязь между результатами IQ по этим матрицам и жизненным успехом была проверена уже многочисленными исследованиями. «Люди с показателями в нижней части шкалы, ниже 70 баллов, считаются умственно несостоятельными. Средний показатель – 100 баллов; примерно столько требуется, чтобы поступить в университет. Для сдачи довольно сложных экзаменов в аспирантуру вам придётся набрать, по меньшей мере, баллов 115. В общем и целом, чем коэффициент выше, тем больше вы будете учиться, тем, вероятно, больше денег будете зарабатывать и – хотите верьте, хотите нет – дольше проживёте». К слову, подобными же тестами пользуются кадровики таких высокотехнологичных компаний, как Google, или Microsoft при отборе сотрудников, исследуя их познавательную способность. На пике уверенности в правильности своей теории Терман даже заявлял, что: «интеллект человека измеряется с такой же точностью, как и рост, а полученные показания дают возможность прогнозировать его будущее».

Однако как оказывается и как подтвердилось позже в ходе тех же исследований Термана – с гениями не всё так просто. И как говорил сам Терман в пору ещё прославленности своих исследований, пока что, не осознавая их ошибочную убеждённость в абсолютной зависимости успеха от показателя интеллекта человека. Так вот Терман уже тогда вскользь изрёк, что: «в человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности».

Терман посвятил своим изучениям группы гениев, «термитов» как он их называл, практически всю жизнь. И ближе к концу исследований Льюис тем не менее разочаровался в состоятельности собственной теории определяющей силы интеллекта. Так как уже сама жизнь расставила всё и всех по своим местам. Спустя десятилетия теория не выдержала жёсткой проверки, ведь истинный успех нéкогда юных гениев, теперь проверялся по их реальным достижениям, а не только по абстрактному интеллектуальному потенциалу. В своей разгромной статье по данному вопросу Питирим Сорокин сделал следующий вывод: «если бы Терман собрал группу из произвольно выбранных детей, происходивших из таких же семей, как и „термиты“, и не оценивал их IQ, то представители этой группы достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении». Ведь из «гениальной» группы Термана, только 20% стали по-настоящему успешными профессионалами: адвокатами, врачами, инженерами и учёными. Правда ни одного Нобелевского лауреата, или выдающегося человека, изменившего мир. 60% из группы Термана достигли «удовлетворительных» результатов, а 20% — остались попросту «неудачниками», как говорят не признанными гениями, кстати, как и Крис Ланган. Его гениальность заметили только в канун его пятидесятилетия, и она нашумела только под эгидой исследования его одарённости, участий в шоу, и прочих зрелищных телевизионных проектах. Но сам по себе как успешный человек Ланган не состоялся – он десять лет проработал вышибалой в баре, ещё столько же – на стройке. Сейчас у него своя ферма, где он разводит лошадей, ухаживает за молодой женой, и воспитывает детей, а также пишет свой таинственный труд посвящённый генезису Вселенной. Вот бы подглядеть сии гениальные письмена и прозрения. Но что касается статистики успешности, то социологи убедились, что 20% на 80% на 20% – получается абсолютно из любой другой отобранной группы людей, только отобранной не по показателю IQ.

Как выяснилось далее из приведённой Малькольмом биографии Лангана, Крису в жизни весьма не везло, и он не мог найти общего языка с преподавателями, другими авторитетами, из-за чего оставил трудные попытки получить образование и пробиться на вершины социальной пирамиды.

Поэтому как непроизвольно заметил Терман, как пишет Малкольм, и выявили прочие учёные, что не менее важное значение имеют такие параметры, как нравственность – дающая широкие законные основания на успех в жизни – сложное на самом деле понятие. Также дивергентные способности – дар воображения – способности, которые ортогональны простому интеллекту IQ. Важна роль наставничества, как выявил в своих исследованиях социолог Гарриет Цукерман, «прошерстив» списки Нобелевских лауреатов, и выявив закономерность, что, как правило, лауреатами становятся те учёные, которые удостаиваются чести заниматься научной деятельностью под началом авторитетных учёных уже ставших в своё время Нобелевскими лауреатами. То есть прослеживается своеобразная преемственная нить в поколениях учёных-открывателей. Огромное значение имеет воспитание и прививание ребёнку коммуникационных навыков, которые и позволяют пробиваться таланту в жизнь и бороться за свой блеск в обществе. Немаловажными оказываются и так называемые внешние обстоятельства: достаток семьи, её интеллигентность, опять же воспитание и вложения в образование – играют ключевую роль в огранке одарённости. Поскольку сам по себе IQ интеллекта ещё мало что значит, есть только определённое пороговое его значение примерно в 120 баллов, которые нужно преодолеть, чтобы далее по жизни иметь такие же шансы на возможность стать личностью мирового масштаба, как и «термиты». Поэтому не один интеллект, но многие качества вкупе у отдельного человека, а также стечение обстоятельств, семья и прочее факторы влияют на то, что человек добьётся успеха в социуме.

Апрель 2012

19.11.2013, 2863 просмотра.

Добавить комментарий

Варианты оформления

Товар добавлен в корзину

Хотите перейти в корзину и оформить заказ?

×