Сполна насладившись в прошлые новогодние праздники домашним уютом, вальяжными прогулками по заснеженным улицам города и неторопливым поглощением зимних салатов, мы, наконец, поняли, что встречу очередного нового года никак нельзя пускать на самотёк и обывательщину. Следует провести праздник
Естественно, восторг первого впечатления повторить невозможно, но я не без основания всё же продолжал надеяться на приключения того же уровня. Тем более стоимость поездки возросла соразмерно инфляции за прошедшие 5 лет. Однако на этот раз без эксцессов не обошлось: за неделю до отправления нам позвонил представитель «Святок» и сообщил, что произошли накладки с транспортом, и в результате пришлось сдать билеты. И весь следующий день я пребывал в состоянии разбитых ожиданий, когда собственные чаяния уже успели предвкусить предстоящие приключения, но их так внезапно развенчали. Слава богу, ещё через день из «Святок» снова позвонили, и сказали, что вопрос с транспортном всё-таки разрешился. Правда, стоимость билета поднялась на дополнительную 1000 руб. Но добавленная тысяча нас не испугала, с условиями мы согласились, и принялись готовиться к путешествию.
Из-за работы и последующего корпоратива, располагаемого времени на сборы в дорогу и подготовку к паломнической поездке оказалось слишком мало. Позволив себе выспаться после шумной вечеринки, мы проснулись уже в десятом часу. После завтрака в 11:00 мы выдвинулись в ближайший магазин за продовольствием, чтобы снарядить им паломнические рюкзаки. Небольшая справка: наша паломническая поездка по святым местам Екатеринбургской епархии началась 30 декабря. И оценивая уже сегодня своё планирование провианта, по итогу всей поездки, могу не без удовлетворения сообщить, что расчёты и купленные продукты полностью себя оправдали, их было приобретено ровно столько, сколько потребовалось.
Домой мы вернулись во втором часу, и теперь окончательно произведя все траты в декабре и в целом в 2018 году, я принялся производить ежемесячный подсчёт расходов-доходов и выполнять анализ бюджета. Даже в ускоренном режиме с данными процедурами удалось расправиться за час и примерно в 14:20 теперь уже в самом расторопном темпе принялся собираться в поездку. И нужно сказать, что хотя времени на сборы оказалось чрезвычайно мало, но в итоге каких-то нареканий к подготовке на протяжении всего паломничества у меня не возникло. Оказалось даже, что туалетная бумага и полотенце для душа мне совершенно не пригодились. Также как и пара носков, трусов и дополнительная футболка.
В четвёртом часу пришлось вызвать такси, чтобы успеть к намеченному времени отправления. Поскольку первоначальные планы с обычным городским транспортом уже не укладывались в срок, тем более на автобусах пришлось бы делать пересадки и дополнительно тратить 15-20 минут на ожидание подходящих маршрутов. Поэтому в 15:30 мы сели в такси и кое-как успели к назначенному времени, опоздав всего на пару минут, из-за возникшей в пути пробки. Добравшись до Трифонова монастыря, откуда ожидалось отправление паломнической экспедиции, и, не встретив больше никого из попутчиков, мы не растерялись и сообразили зайти в надвратную церковь, где нашли небольшую группу людей, как оказалось прибывших как раз к поездке.
Батюшка, обещанный нам в сопровождение, задерживался. Видимо по этой причине, когда, наконец, он пришёл, то без дальнейших замешательств и специальной благословляющей молитвы, поторопил всех в машину. Далее последовало одно существенное разочарование. Основываясь на воспоминании предыдущего паломничества, когда для миссии был арендован большой комфортабельный двухэтажный Икарус. Мы были крайне раздосадованы реальностью поджидавшего нас газелеподобного туристического автобуса типа Crafter от компании Volkswagen. Во-вторых, нас с женой посадили на самые задние места, без возможности следить за происходящим из окон, что немаловажно при экскурсии в машине. Вдобавок нас умудрились плотно усадить вчетвером, так что всю дорогу приходилось сжиматься. И наконец, когда поезд тронулся, я понял, что все вышеперечисленные пункты – это цветочки, главная же проблема подобных микроавтобусов, это их частота тряски, которая крайне не совместима с моим организмом, что было мной неоднократно проверено. Тем более на заднем сидении, невыносимая качка вступала в резонанс с моими внутренними органами, отчего спирало дыхание, непроизвольно напрягалась диафрагма, и как, помнится, в 2013 году подобная поездка вышла мне боком.
Но билеты были куплены, дома оставаться совсем не хотелось, поскольку при отмене поездки, взамен ей уже вряд ли удалось бы
Итак, наша поездка началась, и в ней приняли участие 17 человек, среди которых: организатор поездки Надежда Шаповал, водитель, батюшка, я с женой, паломник-мужчина и 12 женщин-паломниц разного возраста.
Один из приятных моментов в этой поездке был тот, что отрезок пути туда и обратно предстоял по знакомой дороге, ведущий на малую Родину – в Омутнинск. Так что даже решено было на обратном пути вылезти на три часа раньше.
Удивительно, но от
В восьмом часу мы были уже в Омутнинске, причём, вспоминается, что за дорогой я не следил, да и не мог при желании, но каким-то внутренним чутьём при этом ощущал, что мы въехали на родную землю. Каким-то наитием я понимал, какой поворот, какой перекрёсток мы проезжаем. Даже могу сейчас, не зная реального маршрута, исключительно своими ощущениями описать, что поворот с Юных пионеров был сделан в районе парка у ДК Металлургов на перекрёстке с ул. Комсомольская, хотя по логике его лучше производить на ул. Коковихина. Ну а дальше остаётся единственный путь вдоль пруда через плотину в сторону малаговского района и прямиком к Троицкой церкви. Хотя опять же, когда мы проезжали около пруда, этого я не видел, но отчётливо чувствовал.
Вот что скажу о Свято-Троицком соборе Омутнинска, о котором я, оказывается, не так много знал, но, несомненно, неоднократно бывал в нём в детстве и в юности в свою журналистскую пору, даже писал какую-то статью. Но только сейчас узнал, что в родном храме находится Кувуклия. Святая Кувуклия (от греч. «кувуклион» — ложница, царская опочивальня) — небольшая 6 на 8м мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня в Иерусалиме, скрывающая непосредственно пещеру Гроба Иисуса Христа.
Так вот, в нашем Свято-Троицком соборе воссоздано «Истинное изображение Гроба Господня», что находится в Иерусалиме. Сразу напрашивается умозаключение, что, по всей видимости, омутнинским христианам не давало покоя, что главный религиозный артефакт находится так далеко и за наши гроши к нему редко кто совершит хадж даже единожды в жизни. Поэтому и решено было воссоздать у себя подобный, чтобы лишний раз деньги не тратить.
На берегу пруда живописно вписался православный храм во имя Святой Троицы с малым пределом в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Храм заложен в июле 1991 года. Строительство культурного объекта велось по проекту художника, реставратора и архитектора И.Г. Носкова.
В православных кругах Вятского края храм называют Омутнинским чудом. Здесь есть чему дивиться. Мощи преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Татианы, киево-печёрских и оптинских старцев, матушки Матроны, святителя Луки. Но главная достопримечательность – истинное изображение Гроба Господня в Иерусалиме.
(из книги «Сердцу милый уголок»)
В Омутнинске мы остановились всего на час, лично мне довелось заново познакомиться с храмом города детства, и вскоре мы уже снова тряслись в маленьком автобусе. Путь наш теперь лежал дальше за пределы Кировской области – на восток, куда я до сих пор никогда прежде не ездил: в сторону Перми, и дальше к стыку Европы и Азии – в окрестности Екатеринбурга.
Но эта часть пути оказалась, пожалуй, самой непростой, поскольку упомянутая выше тряска стала докучать как неотступная навязчивая идея, которую на первых порах всё же чудесным образом удавалось отгонять всеобщими паломническими молитвами, от которых, кстати, не скрою, чисто по внутренним ощущениям даже ставало сносно и терпимо. Затем для информационного насыщения путешествующих в салоне включили фильм «Два Андрея». Потом во всеуслышание зарядили аудиоверсию книги архимандрита Тихона «Несвятые Святые», которую мне довелось прочесть ещё раньше в 2015 году. Но книга мне понравилась своим мистическим подтекстом, интересными чудесными необъяснимыми историями, которым сложно дать рациональное объяснение. Поэтому и теперь уже озвучиваемые главы книги было также интересно вспомнить и вновь погружаться в таинственный сюжет. Особенно заинтриговало описание спиритических сеансов в начале книги, хотя там автор пришёл к негативному выводу относительно тех опытов, но меня они всё же по-новому заинтересовали. Отчего я даже записал себе на заметку мини задачу: найти описания спиритических сеансов русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева и прочесть его соображения относительно данных практик. Пока что я раздобыл «Два публичных чтения о спиритизме 24 и 25 апреля 1876 г. в пользу Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым и школ и Русского Технического общества, читанные в С.-Петербурге, в аудитории Соляного Городка* Д. Менделеевым» — тем и пробавляюсь.
Но вернёмся к нашей поездке. Когда же все ментальные переключатели закончились, и я вновь остался наедине со своим дискомфортом, то вскоре меня одолело желание встать. Поскольку я сообразил, что только так сжимающий и скручивающий эффект тряски, будет перенесён на более приспособленный к этому вызову внешней среды опорно-двигательный аппарат. Я встал, полагая, что простояв с час и малость отдохнув, снова сяду на своё прежнее место. Но не тут-то было, мои попутчицы начали беспокойно интересоваться у жены, почему я поднялся, а она им, нагнетая ситуацию, принялась разъяснять, что мне, во что бы-то не стало необходимо пересесть вперёд. В итоге сами понимаете, без моего вмешательства, они меня уже во время следующей зелёной остановки пересадили на переднее место около двери автобуса. Там, правда, был свой минус – из-за двери сквозил холод, но это неудобство всё же более сносное, чем постоянная тряска. Таким образом, проблема устранилась, и на протяжении всего дальнейшего паломничества я с ней больше не сталкивался.
Довольно незаметно и без приключений пролетела ночь,
Этот центр отстоит на 200 метров от православного мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев «Ганина Яма» – одного из самых молодых в России. При этом указанное расстояние можно пройти как по дороге, что несколько дольше, примерно на 50 метров, так и через молчаливый сосновый лес, загадочный и временами страшный, особенно когда через него по тропе идёшь ночью в одиночестве. Собственно мне так и пришлось поступить, но обо всём по порядку…
После размещения в гостиничных номерах, которые разделялись на мужские и женские четырёхместные, что весьма характерно для паломнической гостиницы и кратковременного отдыха, все пошли на экскурсию по монастырю. На дворе стоял разгар дня и всей группой мы прошли через тот самый лес, так что я узнал короткую тропу к монастырю. Проводил экскурсию монах обители. Он дал понять, что на Урале весьма чтят память о последнем русском императоре и его семье, убийство коих произошло в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, где на тот момент августейшие находились под арестом. Позже убиенные были перевезены в урочище «Ганина Яма», где ранее находился железный рудник, руда закончилась задолго до 1918 года, а шахты остались. В них-то и были найдены останки царской семьи.
Свой исторический экскурс монах завершил в монастырском музее, откуда распрощался с нами, оставив дальше самостоятельно исследовать монастырь. Но затем в музее со мной произошёл один полтергейст. Мы дошли до комнаты – реставрации расстрела царской семьи, с инфернально-красной подсветкой, пробивающейся из-под плинтусов и щели через закрытую тёмную дверь, рядом с которой располагались 2 стула со странной просьбой не фотографировать. Вот только причину я не прочёл и сейчас как не силюсь, не пойму. При том, что во всём музее фотографировать не воспрещается, а запрещено фотографировать именно в этой месте. Ну что же, скажу я вам, как сейчас помню свою саркастическую ухмылку, читая предостережение, я ещё подумал: вот ещё, а вот возьму, да и «сфоткаю». И недолго думая, так и сделал: вытащил фотоаппарат и сделал пару снимков. Затем повернулся, и пошёл, как ни в чём не бывало дальше. И что бы вы думали, не успело пройти нескольких минут, как жена просит дать ей фотоаппарат, который дальше я без задней мысли передаю ей. Но жена не глядя протягивает руку к устройству, чтобы тот забрать, а вместо этого выталкивает его и фотоаппарат преспокойно падает на кафельный пол и разбивается. Вот и всё – какая-то чертовщина, фотоаппарат теперь в не пригодном состоянии, надеюсь, что ремонт в мастерской его спасёт.
Далее несколько часов я был погружён в неприятные думы о невозможности фотографировать, запечатлевать историю путешествия. Всё-таки заметил за собой уже психологическую привязанность к фотосъёмке, и что без неё проводимое время кажется каким-то неполноценным, как словно без возможности спустя время снова погрузиться в события давно минувших дней. Ещё раньше я подмечал за собой какие-то черты архивариуса, который не может жить без запечатления собственных этюдов жизни в материальных носителях, способных воспроизвести яркие моменты и передать частичку моей памяти
Но вечером, а я напомню, то был вечер предстоящей новогодней ночи 31.12.2018
И вот я вышел за пределы паломнической гостиницы и двинулся по направлению монастыря. А вокруг ни души, только я и окутывающая темень. Только снежный покров тускло отражает скудное свечение, так что на шаг вперёд всё же видно протоптанную тропу. Когда зашёл в лес, то глаза сами невольно принялись скользить по сторонам, сканируя воображаемые страхи, а уши насторожено вслушивались в тревожную тишину. Вначале предстояло подняться в гору, отчего и огней монастыря не было видно, идти приходилось в непроглядную путоту, сразу захотелось включить фонарь на телефоне и спешно идти с показным бесстрашием, хотя внутри ощущалась детская боязливость, а может и природный страх темноты. Но перейдя вершину холма, за деревьями стали различимы огни монастыря – к ним я непроизвольно ускорил шаг.
В монастыре было на удивления пустынно, не встретил ни одной живой души, а ведь я пришёл постоять на службе, но предварительно не уточнил, в каком из семи храмов она будет совершаться. Но вот, наконец, в третьей по счёту церкви я нашёл монаха, который подсказал, что богослужение проводится в Сергиевском храме и проводил меня к нему. Отстояв какую-то часть службы, я покинул обитель и снова пустился по сумрачной тропе сквозь сосновый лес в паломническую гостиницу. А спустя три часа уже вместе с женой мы прошли по излюбленному таинственному пути встречать новый 2019 год в намоленном вперемежку с хвойным воздухом и молчаливой праздничной атмосферой православном мужском монастыре «Ганина Яма».
Следующий день 1 января совершенно нового, и никем ещё не прожитого 2019 года был целиком посвящён погружению в тему Святых Царственных Страстотерпцев. Мы побывали в трёх соборах Екатеринбурга: Храме-на-Крови, совсем как в Петербурге, где стоит копия храма Василия Блаженного, но называется Храм на Крови и он является усыпальницей монаршей семьи, тогда как в Екатеринбурге такое название получил собор, полное название которого «Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших» на месте которого 100 лет назад и произошла кровавая трагедия. Храм был воздвигнут в 2003 году, а события произошли в некогда стоявшем на его месте шикарном дореволюционном каменном особняке инженера Ипатьева. В нём содержались под арестом и были по официальной версии расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг.
В Храме-на-Крови мы провели два часа, побывав на молебне с акафистом страстотерпцам, затем, прослушав лекцию экскурсовода о Николае II в дни его пребывания на Екатеринбургской земле. Вокруг гибели Царя и его семьи проводятся многочисленные церковные и мирские конференции. Неоспоримо одно: Николай II и его семья уже канонизированы за рубежом в 1981 году в лике святости «мученики» и Русской православной церковью в 2000 году в лике Святых Царственных страстотерпцев.
«Нигде я не встречала еще такого всеобъемлющего почитания и памяти царской тематики» — так сказала жена, и я с ней полностью согласен, поскольку у меня родилось такое же впечатление. Никогда прежде я ещё так много не думал о расстрелянном монархе, а тут, что самое диссонансное, что столь полномасштабно я погружаюсь в эту тему ни в каком-нибудь Петрограде, или Москве, ни в одной из столиц, а в отдалённом от них на 2000 км Екатеринбурге.
Затем мы направились в Александро-Невский Ново-Тихвинский женский православный монастырь в Екатеринбурге. А после посетили Храм во имя преподобного Серафима Саровского.
На следующий день 2 января после обеда в трапезной монастыря мы отбыли из «Ганиной Ямы» и вообще из Екатеринбургских владений и направились на север. Путь наш пролегал через город Нижний Тагил. Там также состоялась получасовая лекция о возрождении некоего нижнетагильского храма и о том, как в советское время помещение использовалось для пыток репрессированных.
Уже вечером в зимней темноте мы приехали на самый север Свердловской области в г. Верхотурье. Естественным причалом паломничества в тех краях стал Свято-Николаевский мужской монастырь.
Ранее, в советские годы, на территории монастыря была колония для несовершеннолетних преступников. Восхищает восстановленный Крестовоздвиженский собор, который изначально строился к празднованию 300-летия дома Романовых и ожидаемому, но несостоявшемуся приезду царя Николая II в 1913 году.
В храме также лежат мощи святого Праведного Симеона Верхотурского. Приезд Царя тогда подготавливал Григорий Распутин, который родом из Сибири. Экскурсовод из Екатеринбурга, кстати, говорила, что Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии, ныне г. Тобольск Тюменской области, и что мол там-то о нем могут сказать местные краеведы много хорошего.
Поскольку все монахи и распорядители нашего размещения были на вечерней молитве, то и мы первым делом пошли дружно в храм. Хотя нет, лукавлю, мы с женой первым делом устремились в церковную лавку в поисках памятных магнитов, и там же я приобрёл декоративный настольный светлячок, косящий под свечку, правда искусственную с мерцающим светодиодом жёлтого цвета в форме пламени.
После молитвы нас всех разместили в видавшем виды здании для трудников. Это здание очень смахивает на сельскую обветшалую школу, где в кабинетах вместо парт стоят больничные койки с панцирной сеткой. А посреди коридора на втором этаже с потолка свисает рында, назначение которой я узнал в тот же вечер: в неё звонит один из братии для общего сбора на трапезу, или для раннего подъёма. И ещё одна особенность здания – её печное дровяное отопление.
Как всегда во всех паломнических центрах, женщин и мужчин разделяют по разным комнатам – буду называть их палатами, поскольку в данном случае комнаты были подобны больничным палатам, выше я уже пояснил почему. Мы заняли на выбор койки, положили вещи и по звонку рынды спустились в столовую первого этажа – всё слишком совдеповского изношенного коммунального типа. Ну да ладно, не буду ныть по этому поводу, всё уж не так плохо, даже напротив, душевно, тем более я отдавал себе отчёт, что отправился в паломническую поездку, а не в дорогой круиз.
За столами после молитвы нам разлили по мискам какую-то сопливую похлёбку. Пока мы прожёвывали угощение, один послушник перечитывал вслух отрывок из библии. Кстати интересно вот так молча есть и слушать какую-то поучительную историю.
После ужина паломники отправились по койкам, и я также принялся расправлять свой лежак. Вскоре в палату зашёл мой нежданный сосед на текущую ночь. То ли я его
Ранним утром, когда по московскому времени ещё 2,5 ночи, а в Екатеринбурге половина пятого, всех нас разбудил один из послушников, включивший свет в палате, а через минут тридцать для надёжности, чтобы уж наверняка все проснулись, в коридоре затрезвонил колокол. Ну а что собственно разлёживаться на ржавых нарах, в самый раз поскорее пробудиться, и вырваться из затхлых унылых апартаментов. Я поспешил одеться и, встретив в коридоре жену, вместе вышли на свежий воздух. Остальные паломники пошли на литургию, а мы отправились исследовать город.
Верхотурье выдался тихим спокойным городком, десятитысячное население которого как у посёлка, правда у этого городка есть своя особенность – собственный кремль, в котором располагается администрация. Рядом с кремлём находится площадь и вокруг на десяток кварталов разбегаются двух-трёх этажные строения. В городе 3 церкви и 2 монастыря – очень много для такого маленького населённого пункта. Но мы прогулялись только по площади и недалеко по центральной улице, и стали возвращаться обратно в Свято-Николаевский монастырь, прогулявшись в довершение вокруг его стен, любуясь с высоты крутого берега на запруду речки со смешным названием Калачик.
А тем временем паломники из нашей группы самоотверженно выстаивали литургию. Я прошу прощение, конечно, за еретичество, но неужто реальному Господу Богу нужны все эти монотонные человеческие церемонии? Когда Он вершит судьбы мирозданий, галактик, то ему абсолютно до лампочки наши ряженные многочасовые службы – эти бесчисленные повторения одних и тех же молитвенных песнопений, словно без этого и солнце не взойдёт и какая-то благодать растворится. И нужно сказать Литургия оказалась нереально длинной: целых 5 часов: с 6 утра и до 11 дня. Когда, наконец, все поклоны были отбиты, то нас на этот раз пригласили в нормальную трапезную, где было опрятно, эстетично и еда приемлемая.
После трапезы оставшиеся полдня у нас был занят поездкой и осмотром окрестностей г. Верхотурье: села Меркушино, и подворья мужского монастыря Свято-Косьминской пустыни. Также мы побывали у камня, где молился по преданию святой, почитаемый на сибирской земле – праведный Симеон Верхотурский. И по возвращению к Свято-Николаевскому монастырю, мы по пути заехали в Свято-Покровский Женский монастырь.
Наконец, вечером 3 января от Свято-Николаевского монастыря наше длинное приключение устремилось в обратный путь. Но вот что самое интересное в паломнических поездках вместе со «Святками», то с ними даже простая дорога становится наполненной незабываемыми событиями. Всю поездку окормлял наш батюшка: читал утренние и вечерние молитвы, а также ко причащению, если процесс паломничества заставал не в монастыре.
Где-то ближе к восьми вечера, а по московскому к шести, наш чудный «паровозик из Ромашково» оказался проездом в Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой женской пустыни, что в деревне Красная Горка, Пермского края, Чусовского района, куда не преминул заскочить на чашку горячего чая.
Там у нас также состоялась познавательная программа, и славная вечерняя трапеза, где за угощениями под живую музыку нас пришёл развлекать местный юродивый Виталик, высказывающий со всей серьёзностью пафосные и наивные вещи. Однако же гостеприимство и этого сказочного места нас определённо порадовало.
Уже после всего наш путь лежал прямиком в родные пенаты. Очень скоро мы ехали по родимой Кировской области. В оставшиеся часы пути по предварительным благонравным планам руководительницы следовало предаться сну, но оказалось, что часовой пояс опять сменился, и время автоматически откатилось на два часа. Поэтому все мы дружно настояли занять время просмотром какого-то фильма и в результате получили три серии мини сериала «Спас под березами». И совсем в довершение послушали песни любимой нами Светланы Копыловой, на концерт которой, кстати, в феврале 2015 я с женой был в самом Храме Христа Спасителя.
Не доезжая до Кирова, мы вылезли в Омутнинске, и на 3 часа раньше остальных паломников смогли предаться полноценному, комфортному сну в уютном родительском доме. Так благополучно завершилось наше новогоднее паломническое путешествие 2018-2019.
Читать подробности о новогоднем паломничестве 30.12.2013 — 4.01.2014
Портнов В. В. Январь 2019
Комментарии
Володя, здорово, великолепно, превосходно! Спасибо, за такое путешествие-паломничество вместе с тобой! Наверное, я бы сама может и не заметила всех этих интересных моментов (привычка к комфорту) и точно - не собралась в такую поездку... а ты точно транслируешь и передаёшь то, что чувствую я, но не могу сказать и описать... как делаешь ты... это касается и всех твоих рассказов, и о Вятке, и о родне. Успехов тебе в творчестве, счастья, здоровья!