Как поётся в песне Олега Митяева: «Лето – это маленькая жизнь…», наша паломническая поездка получилась совсем как настоящая маленькая жизнь, в которой очень многое вполне повседневное, приобрело совершенно новые оттенки и воспринималось ни как раньше. А было и такое, что прежде мной ещё никогда не переживалось.
В этой поездке сами акценты бытия сместились с обывательских (хламонакопительских и бытоустроительственных) – в сторону духовных, незыблемых. Обличая суетность и «приходящесть» земной жизни, которая для каждого из нас надулась
Хроника поездки:
Нашими «пионер-вожатыми» в этом путешествии были отец Иоанн Шаповал, и матушка Надежда Феликсовна Шаповал из паломнической службы «Святки»
30.12.2013 понедельник
- 14:00 Молебен перед отправлением
- 14:30 Отправление из Кирова на комфортабельном автобусе
31.12.2013 вторник
- 7:00 Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад)
- 11:15 Отъезд в Торжок
- 16:00 Прибытие в Торжокский Борисоглебский монастырь (Торжок, Тверская область)
Торжокский Борисоглебский монастырь старше Киево-Печерской лавры
Если в 2013 году наши святые отцы намерились праздновать 975-летие Борисоглебского монастыря в Торжке, то 2013 минус 975 равно 1038 год. То есть церковь признала, что годом основания монастыря на реке Тверце является 1038 год.
Для сведения: сайт Киево-Печерской лавры говорит, что один из богатейших русских монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе», основал преподобный Антоний, а устроителем был преподобный Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 года поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование монастыря).
Судите сами: 1038-й и 1051-й! Кто старше? Даже по официальным данным, монастырь в Торжке на 13 лет старше монастыря в Киеве. Фактически же он старше на 36 лет, так как создан Ефремом Новоторжским в 1015 году, после смерти князя Владимира, крестившего Русь. 1015 год – это единственная достоверная дата.
- Служба в Борисоглебском монастыре
- 18:00 Трапеза
- Распределение по кельям в гостинице для паломников при монастыре
- Ночёвка в одной келье с батюшкой
Это оказалась новогодняя ночь. И в ряду прочих новогодних ночей, затерявшихся среди вспышек фейерверков, шума, гама, в праздности веселий, пиршеств, обращений президентов, в гипнотическом времяпрепровождении у телевизора…, несомненно, именно аскетическая новогодняя ночь в монастыре, запомнится лучше всего, как более приключенческая и душевная, проведённая в незабываемой паломнической поездке.
1.01.2014 среда
- 7:00 – 9:00 Служба в Борисо-Глебском монастыре
- Экскурсия на автобусе по Торжку
- 13:00 Остановка в Церкви в честь иконы «Казанской» Божией Матери (с. Рашкино, Торжокский район, Тверская область)
- Панихида по скончавшемуся за пару дней до н.г. отцу Леониду – вдохновителю организаций, занимающихся восстановлением разрушенных храмов на территории Тверской области.
- 14:30 Трапеза за общим столом
Александр Валентинович Рабцун, иерей
Дата рождения: 05.03.1957
Настоятель, Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» с. Рашкино, Торжокский район
Образование: Ленинградский механический институт
Хиротонисан: 15.10.2004 — диакон
- 17:30 остров Нилова-Пустынь (Тверская область, Осташковский район) на озере Селигер – монастырь в Нило-Столобенской пустыни (мощи преп. Нила Столобенского)
- 18:00 Вечерняя служба в самом огромном и величественном из встретившихся на нашем пути храме
- 19:00 Ужин в большой столовой при монастыре
- 19:30 Помывка, чтение, сочинительство в спальных палатах
- 20:00 Крестный ход
2.01.2014 четверг
- Монастырь в Нило-Столобенской пустыни
- 6:00 Братский молебен, во время которого открывали мощи Нила Столобенского для приложения прихожан
- 7:00 Литургия
- 9:00 – 10:00 Моя первая исповедь
Я, в общем-то, и не собирался исповедоваться, не изучал для этого специальных церемониальных правил и давеча не читал положенных канонов, даже с утра не выдержал краткосрочный пост, усладив утробу яблоком. Однако когда зашёл на утреннюю службу в Нило-Столобенском соборе, чтобы выстоять её как положено, а за одним набрать освящённой воды, то рядом с очередью за святой водой обнаружил ещё две – к духовникам.
Поинтересовавшись у матушки Надежды о том, какой процесс совершается в правом крыле храма, получил от неё настоятельное пожелание поучаствовать в «духовной бане», или по-простому исповеди, которая там творится. Но предложение Надежды не потеряло своей силы, когда я сообщил ей, что специальным образом не готовился к исповеди.
Для себя отметил, что именно таким должен быть духовный промысел, где не формальность и канцелярская справка свидетельствует о готовности к процедуре сугубо интимной, а истинно гибкий индивидуальный подход: есть ли искренняя потребность очиститься от греха.
Я подошёл к батюшке с открытым намерением получить если не его благословение, то хотя бы опыт своей первой в жизни исповеди. И если даже не настоящей полноценной исповеди, то хотя бы представление о том, как она происходит, чтобы на будущее знать, как к ней готовиться, и на примере этого пусть небольшого опыта для себя решить, а нужна ли мне «духовная баня» впредь?
Но вместо ожидаемого короткого наставления, моя «генеральная» исповедь (так называется первая, или любая после длительного промежутка времени не проводившаяся исповедь) затянулась на целый час.
В качестве порока, предложенного на повестку, я избрал гневливость. Недолго повспоминав события из жизни, явно отметил, как яростными красными пятнами этот порок серьёзно поразил мою душу, искажая и портя жизнь.
Посмотреть статью «Гаджет от Гнева»Вот выжимка из наставления духовника про то, как бороться и искоренять в себе гневливость:
1) Во-первых, конечно, следует больше считаться с чужим мнением, даже если оно уязвляет собственное эго и гордость.
2) Предшествующее гневу состояние раздражительности следует учиться распознавать, так как предупредить и принять против гнева действия на этом этапе проще, чем уже когда наружу пошла неконтролируемая злоба.
3) Постоянно просвещаться в вопросе нейтрализации, переработки пороков во
более светлое и полезное. Только достижение определённого уровня знания не позволит поддаться на чьи-либо провокации, и обижаться на колкости в отношении своей самости.что-то 4) И гнев нужно учиться направлять не на людей, а на свои собственные пороки, например, на неумение контролировать эмоции, вспышки, переклинивание ясного рассудка.
Во второй части своей исповеди я покаялся в затаённой в сердце обиде. Не оформленной, и кажущейся только что придуманной ради поддержания исповедальной беседы, проблеме из категории «обида на жизнь». Она звучит так: почему именно на мою долю выпало в детстве пережить ревматизм, операцию на сердце, чтобы впоследствии ежедневно принимать лекарство, совершая бесконечную аскезу, оберегая те крупицы благополучия, которые у меня есть. И в то время как другие более удачливые люди, могут позволить себе позабыть на время о своём здоровье и целиком погрузиться в наслаждение жизнью, то для меня эта пусть и глупая юная лихость, тем не менее, оказывается непозволительной роскошью.
В какой-то степени именно своим страданьям я обязан более осмысленной и осознанной жизни, философскому отношению к ней, и вообще тому, что сейчас веду этот дневник и рассуждаю, а не предаюсь как какой-нибудь простой обыватель праздным наслаждениям.
Здесь можно дать множество объяснений относительно того, почему я такой и должен претерпевать всё это, но хотелось бы узнать точку зрения самого Бога относительно меня, моей души и духа, моего сознания и моей жизни в этой Вселенной.
Ну и в заключение исповеди мы с духовником ещё слегка пофилософствовали на тему опять-таки риторическую: для чего вообще земное бытие, необходимость старения и последующей смерти, для чего испытывать все страдания, когда дух, душа, сознание уже ощущают себя вечными и хотят творить, вершить другие миры, при этом не находясь постоянно скованными страхом за жизнь своего тела, болезнями, и вовсе не желают быть ограниченными земным бытием…
- 11:00 Причастие освящённым хлебом (просфорой) с вином (кагором), метафизически становящимися телом и кровью Христа. Освящение происходит при помощи частицы мощей святого, зашитой в плащанице из шёлковой, или льняной ткани.
Святость образно похожа на поляризацию физического тела духовным, молениями и праведными поступками святого при жизни. Отчего после «переставления» души из мира земного в мир небесный, на мощах накладывается своего рода остаточная радиация святости духа, и эти мощи ещё долго обладают чудодейственной силой.
- 12:00 Обед за общим столом
- 13:00 – 14:00 Лекция о Ниле Столобенском, экскурсия в музее монастыря
Иоанн (Владислав Георгиевич Захаров), иеродиакон
Посмотреть в Википедии о сане «Иеродиакон»
Дата рождения: 17.04.1971
Насельник монастыря Нило-Столобенская пустынь
Образование: Калининградский государственный университет, Пастырско-Богословские курсы, Санкт-Петербургская духовная семинария в 1 кл.
Хиротонисан: 15.04.2009 — постриг, 21.04.2012 — диакон
- 15:00 – 18:00 Переезд в Старицу
- Просмотр фильма про старца Павла Груздева
- 18:00 Старица (Тверская область). Родина свт. Иова
ИОВ (в миру Иоанн) (1589—1605 гг.) — первый патриарх Московский и всея Руси
В 1587—1589 гг. — митрополит Московский и всея Руси. Борисом Годуновым в политических интересах была выдвинута идея об учреждении в России патриаршее престола. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское патриаршество, поставив российского патриарха. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г. после длительных и настойчивых переговоров. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию фактически принудили основать здесь патриарший престол. Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 января поставлен патриархом.
- До 19:00 служба в храме Старицкого Свято-успенского монастыря.
- 20:00 Ужин
- Благословение на омовение в купели
- Душ, сон, писательство
3.01.2014 пятница
- Утро в Старицком Свято-успенском мужском монастыре
- С 8:00 – 10:00 писательств
- С 10:00 – 11:00 Литургия
- Краеведческая экскурсия Шиткова Александра Владимировича о первом патриархе Руси Иове XVI в
Шитков Александр Владимирович
Прозаик, краевед
Член Союза писателей России с 1997 г. Почетный гражданин г. Старицы. Председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов. Возглавляет туристско-паломнический центр при Старицком Свято-успенском монастыре. Автор 19-ти книг, соавтор изданий серии «Старица: путь длиною в семь веков». Лауреат литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. - 12:00 Трапеза, общая фотография
- 13:00 Отъезд из Старицы
- Житие Прокопия Вятского и его наставник Трифон
- Житие старца Паисия Святогорца в Черногории
- 18:00 Проезжая Переславль-Залесский
- 19:30 Борисоглебский мужской монастырь (п. Борисоглебский, Ярославская область), названный в честь страстотерпцев Бориса и Глеба
- 20:00 – 21:00 Примерка вериг и приложение к мощам святого, в честь которого образован монастырь.
- Распитие чая с наместником монастыря отцом Иоаном
- 22:00 – 22:40 остановка в Ростовском Троицко-Варницком мужском монастыре, отстоящем в трех верстах на северо-западе от г. Ростова Ярославской епархии, вправо от линии железной дороги (при проезде от Ярославля к Москве) (Ярославская обл, Варница).
То, как на обратном пути в Киров мы незапланированно остановились сперва в Борисоглебском мужском монастыре, а затем на оставшийся часок богослужения заскочили в Ростовский Троицко-Варницкий мужской монастырь, чтобы послушать пение гимназистов. У меня возникла ассоциация с небезызвестным мультиком «паровозик из Ромашково». Поскольку мы точно также на нашем дружном паломническом автобусе успевали полюбоваться и зрелищным «закатом», провести новогоднюю ночь в богослужении, приобщиться ко многим духовным таинствам, посмотреть древнейшие города Руси, познакомиться и послушать увлекательные лекции выдающихся краеведов.
- 23:00 Мы проезжали Ярославль ночью, так что он приветствовал нас многочисленными огнями. Но я был удивлён, когда при въезде в город на многие километры вдоль трассы вместо домов, простёрся частокол из высоких труб, равномерно увешанных гирляндами, как новогодние ёлки. Ярославль предстал для меня городом расцвеченных заводских труб.
4.01.2014 суббота
- 9:30 Обмен подарками и благодарностями с матушкой Надеждой и отцом Иоаном за организацию данного путешествия
- 12:00 Окончание паломнической поездки в Кирове.
Подмечено, что во время нашего паломничества по древним городам, богатым историческими событиями и приближенным к столице, их урбанистическая составляющая отступила перед духовным значением нашего визита. Как будто само зодчество показывало приоритет духовного над строениями земными и творениями рук человеческих. И подмеченная особенность ещё больше выделяется на контрасте с опытом осенней поездки в Питер, направленной именно на получение эстетического наслаждения видами и архитектурными красотами северной столицы. Думается даже, что если бы наше паломническое путешествие пролегло через Санкт-Петербург, то и он в духовном ракурсе предстал бы простым городком, но с богатым наследием христианского подвижничества.
Январь 2014