E-mail:

🕐

Выберите товар
и добавьте его в корзину.

Новогоднее паломничество 30.12.2013 - 4.01.2014

Поделиться:

 


Как поётся в песне Олега Митяева: «Лето – это маленькая жизнь…», наша паломническая поездка получилась совсем как настоящая маленькая жизнь, в которой очень многое вполне повседневное, приобрело совершенно новые оттенки и воспринималось ни как раньше. А было и такое, что прежде мной ещё никогда не переживалось.

В этой поездке сами акценты бытия сместились с обывательских (хламонакопительских и бытоустроительственных) – в сторону духовных, незыблемых. Обличая суетность и «приходящесть» земной жизни, которая для каждого из нас надулась когда-то , словно иллюзорный мыльный пузырь нашим многого о себе возомнившем сознанием, считающим себя центром Вселенной, на мгновение позабывшимся в своём выдуманном мирке. Забывшим и о том, что через мгновение ему, как и всякому мыльному пузырю, суждено схлопнуться, чтобы на его месте в обобществлённой материи Космоса вырос новый мыльный пузырь чьего-то чужого сознания.

Хроника поездки:

Нашими «пионер-вожатыми» в этом путешествии были отец Иоанн Шаповал, и матушка Надежда Феликсовна Шаповал из паломнической службы  «Святки»

30.12.2013 понедельник

  • 14:00 Молебен перед отправлением
  • 14:30 Отправление из Кирова на комфортабельном автобусе
    • Молитва в пути
    • Фильм про смысл Храма и Церкви
    • Фильм про Сергия Радонежского
    • 18:00 Зелёная остановка
    • 19:00 Проезжали Яранск
    • 23:25 Проезжали Светлояр
    • Ночь в автобусе (каждые 3-4 часа «зелёные остановки»)

31.12.2013 вторник

  • 7:00 Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад)
    • 7:00 – 9:00 Участие в Литургии
    • 9:00 – 10:30 Прогулка по храмовому комплексу
    • 10:30 Обед в трапезной палате
  • 11:15 Отъезд в Торжок
  • 16:00 Прибытие в Торжокский Борисоглебский монастырь (Торжок, Тверская область)

    Торжокский Борисоглебский монастырь старше Киево-Печерской лавры

    Если в 2013 году наши святые отцы намерились праздновать 975-летие Борисоглебского монастыря в Торжке, то 2013 минус 975 равно 1038 год. То есть церковь признала, что годом основания монастыря на реке Тверце является 1038 год.

    Для сведения: сайт Киево-Печерской лавры говорит, что один из богатейших русских монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе», основал преподобный Антоний, а устроителем был преподобный Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 года поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование монастыря).

    Судите сами: 1038-й и 1051-й! Кто старше? Даже по официальным данным, монастырь в Торжке на 13 лет старше монастыря в Киеве. Фактически же он старше на 36 лет, так как создан Ефремом Новоторжским в 1015 году, после смерти князя Владимира, крестившего Русь. 1015 год – это единственная достоверная дата.


    • Служба в Борисоглебском монастыре
    • 18:00 Трапеза
    • Распределение по кельям в гостинице для паломников при монастыре
    • Ночёвка в одной келье с батюшкой

      Это оказалась новогодняя ночь. И в ряду прочих новогодних ночей, затерявшихся среди вспышек фейерверков, шума, гама, в праздности веселий, пиршеств, обращений президентов, в гипнотическом времяпрепровождении у телевизора…, несомненно, именно аскетическая новогодняя ночь в монастыре, запомнится лучше всего, как более приключенческая и душевная, проведённая в незабываемой паломнической поездке.

1.01.2014 среда

  • 7:00 – 9:00 Служба в Борисо-Глебском монастыре
  • Экскурсия на автобусе по Торжку
  • 13:00 Остановка в Церкви в честь иконы «Казанской» Божией Матери . Рашкино, Торжокский район, Тверская область)

    • Панихида по скончавшемуся за пару дней до н.г. отцу Леониду – вдохновителю организаций, занимающихся восстановлением разрушенных храмов на территории Тверской области.
    • 14:30 Трапеза за общим столом

      Александр Валентинович Рабцун, иерей
      Дата рождения: 05.03.1957
      Настоятель, Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» с. Рашкино, Торжокский район
      Образование: Ленинградский механический институт
      Хиротонисан: 15.10.2004 — диакон

  • 17:30 остров Нилова-Пустынь (Тверская область, Осташковский район) на озере Селигер – монастырь в Нило-Столобенской пустыни (мощи преп. Нила Столобенского)

    • 18:00 Вечерняя служба в самом огромном и величественном из встретившихся на нашем пути храме
    • 19:00 Ужин в большой столовой при монастыре
    • 19:30 Помывка, чтение, сочинительство в спальных палатах
    • 20:00 Крестный ход

2.01.2014 четверг

  • Монастырь в Нило-Столобенской пустыни
    • 6:00 Братский молебен, во время которого открывали мощи Нила Столобенского для приложения прихожан
    • 7:00 Литургия
    • 9:00 – 10:00 Моя первая исповедь

      Я, в общем-то, и не собирался исповедоваться, не изучал для этого специальных церемониальных правил и давеча не читал положенных канонов, даже с утра не выдержал краткосрочный пост, усладив утробу яблоком. Однако когда зашёл на утреннюю службу в Нило-Столобенском соборе, чтобы выстоять её как положено, а за одним набрать освящённой воды, то рядом с очередью за святой водой обнаружил ещё две – к духовникам.

      Поинтересовавшись у матушки Надежды о том, какой процесс совершается в правом крыле храма, получил от неё настоятельное пожелание поучаствовать в «духовной бане», или по-простому исповеди, которая там творится. Но предложение Надежды не потеряло своей силы, когда я сообщил ей, что специальным образом не готовился к исповеди.

      Для себя отметил, что именно таким должен быть духовный промысел, где не формальность и канцелярская справка свидетельствует о готовности к процедуре сугубо интимной, а истинно гибкий индивидуальный подход: есть ли искренняя потребность очиститься от греха.

      Я подошёл к батюшке с открытым намерением получить если не его благословение, то хотя бы опыт своей первой в жизни исповеди. И если даже не настоящей полноценной исповеди, то хотя бы представление о том, как она происходит, чтобы на будущее знать, как к ней готовиться, и на примере этого пусть небольшого опыта для себя решить, а нужна ли мне «духовная баня» впредь?

      Но вместо ожидаемого короткого наставления, моя «генеральная» исповедь (так называется первая, или любая после длительного промежутка времени не проводившаяся исповедь) затянулась на целый час.

      В качестве порока, предложенного на повестку, я избрал гневливость. Недолго повспоминав события из жизни, явно отметил, как яростными красными пятнами этот порок серьёзно поразил мою душу, искажая и портя жизнь.

      Посмотреть статью «Гаджет от Гнева»

      Вот выжимка из наставления духовника про то, как бороться и искоренять в себе гневливость:

      1) Во-первых, конечно, следует больше считаться с чужим мнением, даже если оно уязвляет собственное эго и гордость.

      2) Предшествующее гневу состояние раздражительности следует учиться распознавать, так как предупредить и принять против гнева действия на этом этапе проще, чем уже когда наружу пошла неконтролируемая злоба.

      3) Постоянно просвещаться в вопросе нейтрализации, переработки пороков во что-то     более светлое и полезное. Только достижение определённого уровня знания не позволит поддаться на чьи-либо провокации, и обижаться на колкости в отношении своей самости.

      4) И гнев нужно учиться направлять не на людей, а на свои собственные пороки, например, на неумение контролировать эмоции, вспышки, переклинивание ясного рассудка.

      Во второй части своей исповеди я покаялся в затаённой в сердце обиде. Не оформленной, и кажущейся только что придуманной ради поддержания исповедальной беседы, проблеме из категории «обида на жизнь». Она звучит так: почему именно на мою долю выпало в детстве пережить ревматизм, операцию на сердце, чтобы впоследствии ежедневно принимать лекарство, совершая бесконечную аскезу, оберегая те крупицы благополучия, которые у меня есть. И в то время как другие более удачливые люди, могут позволить себе позабыть на время о своём здоровье и целиком погрузиться в наслаждение жизнью, то для меня эта пусть и глупая юная лихость, тем не менее, оказывается непозволительной роскошью.

      В какой-то степени именно своим страданьям я обязан более осмысленной и осознанной жизни, философскому отношению к ней, и вообще тому, что сейчас веду этот дневник и рассуждаю, а не предаюсь как какой-нибудь простой обыватель праздным наслаждениям.

      Здесь можно дать множество объяснений относительно того, почему я такой и должен претерпевать всё это, но хотелось бы узнать точку зрения самого Бога относительно меня, моей души и духа, моего сознания и моей жизни в этой Вселенной.

      Ну и в заключение исповеди мы с духовником ещё слегка пофилософствовали на тему опять-таки риторическую: для чего вообще земное бытие, необходимость старения и последующей смерти, для чего испытывать все страдания, когда дух, душа, сознание уже ощущают себя вечными и хотят творить, вершить другие миры, при этом не находясь постоянно скованными страхом за жизнь своего тела, болезнями, и вовсе не желают быть ограниченными земным бытием…

      Читать стих «Я и Вечность»

    • 11:00 Причастие освящённым хлебом (просфорой) с вином (кагором), метафизически становящимися телом и кровью Христа. Освящение происходит при помощи частицы мощей святого, зашитой в плащанице из шёлковой, или льняной ткани.

      Святость образно похожа на поляризацию физического тела духовным, молениями и праведными поступками святого при жизни. Отчего после «переставления» души из мира земного в мир небесный, на мощах накладывается своего рода остаточная радиация святости духа, и эти мощи ещё долго обладают чудодейственной силой.

    • 12:00 Обед за общим столом
    • 13:00 – 14:00 Лекция о Ниле Столобенском, экскурсия в музее монастыря

      Иоанн (Владислав Георгиевич Захаров), иеродиакон
      Дата рождения: 17.04.1971
      Насельник монастыря Нило-Столобенская пустынь
      Образование: Калининградский государственный университет, Пастырско-Богословские курсы, Санкт-Петербургская духовная семинария в 1 кл.
      Хиротонисан: 15.04.2009 — постриг, 21.04.2012 — диакон

      Посмотреть в Википедии о сане «Иеродиакон»
  • 15:00 – 18:00 Переезд в Старицу
    • Просмотр фильма про старца Павла Груздева
  • 18:00 Старица (Тверская область). Родина свт. Иова

    ИОВ миру Иоанн) (1589—1605 гг.) — первый патриарх Московский и всея Руси

    В 1587—1589 гг. — митрополит Московский и всея Руси. Борисом Годуновым в политических интересах была выдвинута идея об учреждении в России патриаршее престола. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское патриаршество, поставив российского патриарха. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г. после длительных и настойчивых переговоров. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию фактически принудили основать здесь патриарший престол. Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 января поставлен патриархом.

    • До 19:00 служба в храме Старицкого Свято-успенского монастыря.
    • 20:00 Ужин
    • Благословение на омовение в купели
    • Душ, сон, писательство

3.01.2014 пятница

  • Утро в Старицком Свято-успенском мужском монастыре
    • С 8:00 – 10:00 писательств
    • С 10:00 – 11:00 Литургия
    • Краеведческая экскурсия Шиткова Александра Владимировича о первом патриархе Руси Иове XVI в 

      Шитков Александр Владимирович
      Прозаик, краевед
      Член Союза писателей России с 1997 г. Почетный гражданин г. Старицы. Председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов. Возглавляет туристско-паломнический центр при Старицком Свято-успенском монастыре. Автор 19-ти книг, соавтор изданий серии «Старица: путь длиною в семь веков». Лауреат литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    • 12:00 Трапеза, общая фотография
  • 13:00 Отъезд из Старицы
    • Житие Прокопия Вятского и его наставник Трифон
    • Житие старца Паисия Святогорца в Черногории
    • 18:00 Проезжая Переславль-Залесский
  • 19:30 Борисоглебский мужской монастырь (п. Борисоглебский, Ярославская область), названный в честь страстотерпцев Бориса и Глеба
    • 20:00 – 21:00 Примерка вериг и приложение к мощам святого, в честь которого образован монастырь.
    • Распитие чая с наместником монастыря отцом Иоаном
  • 22:00 – 22:40 остановка в Ростовском Троицко-Варницком мужском монастыре, отстоящем в трех верстах на северо-западе от г. Ростова Ярославской епархии, вправо от линии железной дороги (при проезде от Ярославля к Москве) (Ярославская обл, Варница).

    То, как на обратном пути в Киров мы незапланированно остановились сперва в Борисоглебском мужском монастыре, а затем на оставшийся часок богослужения заскочили в Ростовский Троицко-Варницкий мужской монастырь, чтобы послушать пение гимназистов. У меня возникла ассоциация с небезызвестным мультиком «паровозик из Ромашково». Поскольку мы точно также на нашем дружном паломническом автобусе успевали полюбоваться и зрелищным «закатом», провести новогоднюю ночь в богослужении, приобщиться ко многим духовным таинствам, посмотреть древнейшие города Руси, познакомиться и послушать увлекательные лекции выдающихся краеведов.

  • 23:00 Мы проезжали Ярославль ночью, так что он приветствовал нас многочисленными огнями. Но я был удивлён, когда при въезде в город на многие километры вдоль трассы вместо домов, простёрся частокол из высоких труб, равномерно увешанных гирляндами, как новогодние ёлки. Ярославль предстал для меня городом расцвеченных заводских труб.

4.01.2014 суббота

  • 9:30 Обмен подарками и благодарностями с матушкой Надеждой и отцом Иоаном за организацию данного путешествия
  • 12:00 Окончание паломнической поездки в Кирове.

Подмечено, что во время нашего паломничества по древним городам, богатым историческими событиями и приближенным к столице, их урбанистическая составляющая отступила перед духовным значением нашего визита. Как будто само зодчество показывало приоритет духовного над строениями земными и творениями рук человеческих. И подмеченная особенность ещё больше выделяется на контрасте с опытом осенней поездки в Питер, направленной именно на получение эстетического наслаждения видами и архитектурными красотами северной столицы. Думается даже, что если бы наше паломническое путешествие пролегло через Санкт-Петербург, то и он в духовном ракурсе предстал бы простым городком, но с богатым наследием христианского подвижничества.

Январь 2014

 

07.01.2014, 3793 просмотра.

Добавить комментарий

Варианты оформления

Товар добавлен в корзину

Хотите перейти в корзину и оформить заказ?

×