Безусловно, теория метакультур перекликается с ноосферой Вернадского. Но есть в ней существенное отличие. Ноосфера – это порождение биологических форм жизни, как сказал бы Андреев, жизни, воплощённой в Энрофе. Однако по Андрееву сверхнарод – это не только купол ментальности и сознания, порождённый и образованный живыми. Но сама воплощённая в Энрофе жизнь – есть лишь малая часть всех проявлений обширнейших иноматериальных стран, населённых сверхнародами, существующими и развивающимися самостоятельно от воплощённых в Энрофе, но и оказывающими на воплощённых неоценимое влияние.
То есть не ноосфера, проистекающая от биологической жизни планеты, а даже напротив, биологическая жизнь специально была сотворена духами в качестве инструментария и творчества в нашем грубоматериальном слое.
Правда же, ни что не мешает вескости довода, что коль скоро во Вселенной, в которой возможно всё, существуют два главных слоя: «духовный» и «физический», с таким же успехом в Ней могут существовать ещё сотни и тысячи слоёв, описанных Андреевым. Ибо Вселенная многообразна и так бездонна. В Ней и атомы микрокосма вполне могут дробиться до бесконечности, и масштабы макрокосма всегда будут расширяться, по-прежнему оставаясь неохватными разумом, по мере постижения им какой-то Её части.
Вообще за Андреевым прослеживается тенденция сродни с правосточными мифологами, готовыми всё сущее наделить сознанием и невидимыми для нас живыми существами. Луна, Солнце, Юпитер… и даже пустоты космоса обитаемы разноматериальными и разновоплощёнными представителями разума. И вся Вселенная по Даниилу Андрееву живёт и дышит, пронизанная вездесущим Духом Господа.